Спектакль «Алька. Как вывести из девушки деревню»
23 ноября шестеро студентов группы 11(9) посетили спектакль «Алька. Как вывести из девушки деревню». Действо проходило на сцене актового зала областной библиотеки имени Н.А. Добролюбова. В спектакле режиссёра Филиппа Шкаева играли артисты Архангельского молодёжного театра.
Сразу скажем, что постановка оставила странное впечатление. И, кажется, вызвала недоумение у большинства зрителей.
Сначала о сюжете. Алевтина Амосова готовится к презентации своей книги «Как вывести из девушки деревню», до начала которой остаётся около часа. В это время она читает-проговаривает несколько глав из книги. Потом её отвлекает беременная Лида, предлагая расслабиться с помощью русского горячительного напитка. Разомлевшая Алька вспоминает Серёжу, с которым она крутила любовь в деревне. Неожиданно это вызывает всплеск негативных высказываний Лидки. Алька оказывается виновата в том, что 848 деревень архангельского севера опустели, что существует проблема под названием "Шиес", и ещё в чём-то. Потом на сцене появляется муж Лиды. Он одет в тельняшку, тёмного цвета брюки, на голове у него берет, на ногах берцы. Он дарит жене детские ползунки в виде военной формы, радуется будущему сыну и поёт песню о войне. После того, как Лида и её муж покинули сцену, Алька недолго оставалась одна. Оживает один из манекенов, сидевших на краю сцены. К испуганной Альке приближается образ умершей матери Пелагеи Амосовой. Недобро высказавшись о дочери, Пелагея двинулась в сторону зрителей, пугая уже их шаркающими шагами и маской на лице. А потом, развернувшись, она быстро покинула зал. Алька же, переодевшись в белый комбинезон и нацепив на голову пластиковую прозрачную полусферу, двигаясь "космическими" шагами под звуки «космической» музыки, медленно выплыла за дверь. После этого некто непонятный в юбке и в туфлях-лодочках с каблуками-шпильками (прибавьте сюда ещё небольшую бородку и мужской голос) объявил, что Алевтина Амосова не вернётся, она улетела на Марс. И ушёл. Точка.
Зрители же продолжали сидеть в молчании. Они не поняли, что спектакль окончен. И расходиться стали только после того, как им об окончании постановки сообщил сидевший в зале художественный руководитель театра Виктор Панов.
Теперь о других странностях. В самом начале спектакля беременная девушка в кокошнике пять минут вытаскивала из зала тяжеленный большой стол (о том, что это Лида, мы поняли потом). Ничего другого на сцене в это время не происходило. Несколько позже на сцене солировал молодой человек с ведром и шваброй. Он натуральным образом начал мыть пол на сцене, перед ней и в зрительном зале, и делал это тоже минут пять. Во время спектакля герои периодически громко, захлёбываясь, кричали, пили водку, крошили на пол хлеб и потом ходили по нему, Лидка, отвернувшись, переодевалась в сарафан и вышитую сорочку. Алька появилась в солнцезащитных очках, кажется, у неё была, выражаясь культурно, гематома на левом глазу. В начале и в конце спектакля выступил ранее упоминавшийся Некто. Плюс ко всему, было не понятно, о каком времени идёт речь.
Несколько раз действия артистов вызывали улыбки и смех зрителей. Может быть, режиссёр задумывал спектакль как комедию? Вспомните, Антон Павлович Чехов заявлял "Вишнёвый сад" как комедию, только российские театры ставили пьесу как драму. Одна из наших студенток сказала, что было «прикольно». Другая, что это не 12+ (а именно таким был заявлен цензурный рейтинг спектакля). Мы сошлись во мнении, что будущим зрителям неплохо бы перед просмотром прочитать абрамовские «Пелагею» и «Альку». Может быть, мы, воспитанные на российской и советской классике, что-то не понимаем в современном видении произведений Абрамова? Ведь, например, уже предлагается оформить «Братья и сёстры» в виде комиксов. Неужели язык Абрамова такой сложный, что его требуется настолько упрощать? Не знаем, уловили ли зрители мысли писателя за всеми выкрутасами, что были на сцене.
А.Н. Алфёрова, преподаватель колледжа, руководитель группы 11(9)
P.S. Четверо студентов впервые были в областной библиотеке. Мы пришли заранее, и у нас была возможность посмотреть выставки картин архангельских художников.